12th Февраль 2020 Автор AgentA 0

«Зеленые» налоги

Анализ эффективности климатической политики

Считается, что выбросы углекислого газа в атмосферу в основном регулируются «прямыми» экономическими инструментами — налогом на выбросы углерода и системой торговли выбросами (ETS). Однако сравнительный анализ показал, что «косвенные» инструменты, такие как акцизы на моторное топливо и другие энергетические налоги, не оказали какого-либо меньшего воздействия, чем их «прямые» аналоги, и со временем стали еще более эффективными. К такому выводу пришел исследователь НИУ ВШЭ Илья Степанов в своей статье «Налоги в энергетике и их роль в сокращении выбросов парниковых газов».

Контекст

В 2015 году 197 стран подписали (и большинство уже ратифицировали) Парижское соглашение, тем самым подтверждая обязательство мирового сообщества двигаться в направлении низкоуглеродного развития. Этот переход знаменует собой серьезное изменение для энергетического сектора, на который приходится две трети мировых выбросов парниковых газов. Эффективность производства энергии постепенно увеличивается, а условия меж топливной конкуренции меняются в пользу низкоуглеродистых источников энергии.

В научной литературе широко распространено убеждение, что цена на углерод играет важную роль в климатической политике. Это определяется либо соответствующим налогом, либо через систему торговли выбросами (ETS). Оба метода считаются «прямыми» экономическими инструментами климатической политики, но появились они сравнительно недавно.

Первоначально использование ископаемого топлива регулировалось исключительно налогами на энергию. Первые пошлины на бензин появились в Дании и Швеции в 1917 и 1924 годах. С 1957 года фискальная политика стала распространяться на другие виды углеводородов, включая нефтепродукты и уголь. Основной целью налогов на энергоносители было регулирование импорта энергоресурсов, а также обеспечение стабильных поступлений в государственный бюджет. Экологические мотивы стали появляться только в 1980-х годах. Европейские страны являются мировыми лидерами «зеленого» налогообложения. Сначала упор в налогово-бюджетном регулировании был сделан на борьбу с местным загрязнением воздуха, а затем на глобальное изменение климата. Углеродные нормативы были впервые введены в действие в 1990-х годах, и они активно распространялись только в последнее десятилетие.

Первый налог на выбросы углерода был введен в Финляндии в 1991 году. Сегодня этот налог взимается в 16 европейских странах. Первая в мире система торговли выбросами была запущена в 2005 году. Первоначально она охватывала 24 европейские страны; теперь это включает 31.