23rd Декабрь 2019 Автор AgentA 0

Страны, которые продают

Место России в мировой торговле

Международная торговля является зоной конфликта и меняющихся стандартов. Лидеры экономики уступают место новым игрокам, а цифровые технологии переписывают отраслевые правила. Состояние мировой торговли и перспективы России освещены в отчете, подготовленном экспертами из Центра исследований структурной политики Университета ВШЭ и Института торговой политики.

Услуги вместо товаров

Рост международной торговли товарами замедляется относительно общих темпов роста мировой экономики. Спрос остается слабым, и только Азия продолжает поставлять тепло.

В настоящее время торгуется больше товаров, чем услуг, но вклад последнего в мировую экономику начинает преобладать. По данным ЮНКТАД, в период с 2010 по 2017 год мировая торговля услугами увеличилась вдвое по сравнению с ростом мировой торговли товарами в 1,7 раза. Услуги ИКТ являются наиболее быстро растущим экспортом благодаря проникновению цифровых технологий, таких как блокчейн, AI, IoT и 3D-печать.

Что продается во всем мире

(типология сектора с точки зрения масштаба экспорта и темпов роста)

Группа 1. Традиционные отрасли с низкой долей экспорта и медленными темпами расширения: готовые металлические изделия, офисное и электронное оборудование, изделия из дерева и бумаги, топливо и услуги государственного управления.

Группа 2. Наиболее динамичные сектора, связанные с цифровой экономикой: компьютер, ИКТ и креативные услуги.

Группа 3. Секторы с низкими долями экспорта и средними темпами расширения. К ним относятся продукты и услуги, предназначенные для удовлетворения текущих потребностей в потреблении и инвестициях, такие как промышленные, строительные, страховые и финансовые услуги; энергетическое, промышленное, транспортное и коммуникационное оборудование; зерно, текстиль и одежда.

Группа 4. Секторы с высокими долями экспорта и средними темпами расширения. Это продукты, используемые в качестве компонентов и материалов в таких областях, как электротехническое и автомобильное оборудование, пищевая промышленность и химическая промышленность.

Мировые продавцы

Свободный рынок сокращается, в частности, из-за появления глобальных цепочек добавленной стоимости (GVC), которые включают в себя весь спектр деятельности по доставке продукта или услуги от концепции до конечного использования и за ее пределами.

В глобальной цепочке создания стоимости различные этапы производства расположены в разных странах. Крупнейшие фирмы, реализующие GVC, стали самыми влиятельными игроками в торговле. В 2014 году, согласно оценкам ЮНКТАД, на 1% ведущих компаний приходилось в среднем 57% всего экспорта товаров (кроме нефти) из их соответствующих стран.

В период с 2000 по 2014 год добавленная стоимость в российском экспорте снизилась на 13%, а внутренняя добавленная стоимость снизилась на 22%. Основными причинами ограниченного участия России в глобальных цепочках создания стоимости являются низкая инвестиционная активность и недостаточное обновление промышленных технологий.