17th Декабрь 2019 Автор AgentA 0

Государственные интересы

Согласно докладу, за последнее десятилетие правительства все больше осознавали необходимость стратегической торговой политики, которая может быть истолкована как реинкарнация подхода промышленной политики, то есть усилий правительств по улучшению деловой среды и структуры экономики.

В России правительство использовало различные подходы к «регулированию» экспорта и импорта за последнее десятилетие. В документе определены три отдельных этапа:

  1. До 2014 года: внешняя торговля была важной, но не главной задачей государства. Принятая в 2011 году Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривала увеличение доли России в мировом высокотехнологичном экспорте и создала специальное учреждение, которому поручено оказывать поддержку по страхованию экспорта, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
  2. 2014–2016 годы. В рамках государственной политики приоритетное внимание уделялось сокращению и замене импорта в контексте ухудшения отношений с рядом зарубежных стран. Новые объекты были созданы для продвижения этой политики: Фонд промышленного развития для стимулирования импортозамещения и  на экспорт российского Центра поддержки не сырьевого экспорта.
  3. С середины 2016 года: фокус государства сместился с замены импорта на продвижение экспорта. Стратегии развития экспорта были утверждены в четырех отраслях машиностроения, и были запущены приоритетные проекты в обрабатывающей промышленности, агробизнесе и образовании. Был утвержден национальный проект «Международное сотрудничество и экспорт», предусматривающий увеличение объема производства и экспорта неэнергетических товаров с 149 млрд. Долл. США в 2018 году до 250 млрд. Долл. США в 2024 году.

Смещение акцента с замены импорта на расширение экспорта вполне оправдано, но не столько акцент на традиционных российских продуктах с неопределенным экспортным потенциалом. Фактически, низкий интерес к обновлению экспортных продуктов является одним из ограничений российской внешнеторговой политики, в том числе чрезмерная зависимость государства от предоставления финансовой поддержки экспортерам, слишком мало усилий для поощрения участия в глобальных цепочках создания стоимости и другие.

Решения для роста

Согласно отчету, российские высокотехнологичные продукты с экспортным потенциалом включают в себя:

  • медицинское и рентгеновское оборудование;
  • радиолокационные приборы, оптика и оборудование;
  • спортивные товары и оборудование;
  • стрельба, спортивное снаряжение и спортивное оружие;
  • товары для отдыха и развлечений;
  • высококвалифицированные услуги тестирования.

По мнению экспертов, универсального подхода к стимулированию того или иного экспорта не существует, поэтому необходимо использовать различные методы и их комбинации в зависимости от текущей ситуации в каждом торговом сегменте, от постепенного обновления продукции (сельское хозяйство, переработка древесины) до стимулирования краткосрочной торговли. сегменты цикла для облегчения выхода на рынок новых экспортеров и новых видов экспорта (медицинское оборудование, инструменты, электротехническая промышленность и услуги).

Следующие меры могут способствовать увеличению экспорта:

  • содействие экспортной деятельности малых и средних компаний;
  • предоставление стимулов для фирм;
  • помощь в создании эффективной сервисной инфраструктуры для экспортеров (консалтинговые, юридические, логистические, посреднические, финансовые и другие услуги);
  • поддержка региональных экспортных инициатив для максимизации местных активов, таких как наличие уникальных ремесел и навыков.