1st Январь 2020 Автор AgentA 0

Экспортеры: взгляд изнутри

В России наиболее активными экспортерами, как правило, являются быстрорастущие («газель») компании, чьи темпы роста опережают темпы роста других игроков в их отраслях и в экономике в целом.

Интервью с руководителями 142 таких компаний, проведенные в 2019 году Институтом инновационного менеджмента НИУ ВШЭ и Центром исследований структурной политики (CSPR), показывают, что компании газели с большей вероятностью торгуют со «странами дальнего зарубежья», но только около 20% Такие компании не сталкиваются с серьезными препятствиями при торговле своей продукцией.

Топ 10 экспортных барьеров, о которых сообщают компании Газель »

(%, частота упоминаний)
  • трудности с сертификацией продукции за рубежом (36,6%),
  • специфические характеристики продуктов, ограничивающие возможности их экспорта (24,4%),
  • отсутствие или нехватка средств и трудности с получением кредитов для экспортных контрактов (23,7%),
  • отсутствие информации о зарубежных рынках и у потенциальных партнеров (22,9%),
  • низкая видимость бренда (21,4%),
  • трудности с открытием филиалов за рубежом для маркетинга и обслуживания продукции (16,8%),
  • дискриминация российских производителей за рубежом (16,8%),
  • сложность и длительность процесс таможенного оформления (16%),
  • отсутствие внутренних экспертных знаний во внешней торговле (14,5%),
  • логистические проблемы (13%)

Источник: опрос НИУ ВШЭ и CSPR 142 быстрорастущих российских компаний, 2019 г.

Типы задач зависят от направления экспорта. Те, кто торгует со странами ЕС, сообщают, что борются с налогами и дискриминацией за рубежом, в то время как экспортеры в азиатские страны, включая Ближний Восток, считают устаревание своей продукции своей самой большой проблемой.

Практически в равных пропорциях российские газельные компании были либо положительно, либо отрицательно затронуты режимом санкций:

  • Около 50% пострадали от негативных последствий западных санкций и ответных мер России, включая снижение доверия к российскому бизнесу за рубежом, рост стоимости иностранных товаров и услуг и проблемы с импортом сырья и компонентов;
  • Около 50% компаний извлекли выгоду из сложившейся ситуации, увеличив свою долю на внутреннем рынке из-за ограничений на импорт, начав разрабатывать новые продукты и технологии и находя новых потребителей и поставщиков внутри России.